Так же из глубокой древности доходят до нас упоминания о другой протозойной
трансмиссивной инфекции - кожном лейшманиозе. На многих керамических изделиях
Перуанской империи Инков (2 тыс. лет до н.э.) воспроизведены изображения людей
с язвами и рубцами на лице, которые большинство исследователей отожествляют с
перуанским кожным лейшманиозом - "ута" (Кожевников и др.. 1947, Brucker, 1992).
В мифах ирокезов - американских индейцев Хадагона - воплощение болезней и
смерти изображается с деформированным, сдвинутым на бок носом (Мифологический
словарь. 1992), что можно считать за отображение эспундии - кожно-слизистого
американского лейшманиоза, вызывающего разрушение хрящей носа и гибель
заболевших.
-
В "Илиаде" (IX в. до н.э.) имеются следующие строки (перевод Гнедича):
- "Сын
Громовержца и Леты, Феб, царем прогневанный,
- Язву на воинство
злую навел ...
- В самом начале на мулов напал он и псов
празднобродячих.
- После постиг ч народ..."
Конечно трудно точно установить болезнь, поразившую ахеян под стенами осажденной
Трои. но участие собак заставляет, по мнению П.В.Кожевникова с соавторами
(1947), думать о лейшманиозе. По нашему мнению нельзя исключить, что в этом
отрывке речь идет об описании эпизоотии и эпидемии сибирской язвы. Во второй
песне "Иллиады" Гомер объясняет почему Филокнет не смог прибыть к стенам
осожденной Трои (перевод Гнедича):
-
"...лежал предводитель на острове Лемне священном,
- в тяжких
страданиях, где он оставлен сынами ахеян,
- мучимый язвою злой,
нанесенной пагубной гидрой. "
Не была ли лимнейская гидра греческих мифов олицетворением кожного лейшманиоза,
эндемичного для островов Эгейского моря? На этот вопрос отечественных классиков
изучения кожного лейшманиоза П.В.Кожевникова, Н.В. Добротворской и Н.И.Латышева
(1947) не существует определенного ответа.
Известно, что Александр Македонский (IV в. до н.э.) к концу своей жизни страдал
какой-то болезнью, названной персидским поэтом Фирдоуси в эпической поэме "Шах
Наме" - "азар". Эта болезнь и привела великого завоевателя древности к кончине
в Вавилоне в 323 г. до н.э. Одни исследователи склонны видеть в этой болезни
"Балхскую язву"- кожный лейшманиоз (Кожевников и др., 1947), другие - малярию
(Резников, 1950). В пользу последнего предположения говорит описание клиники
болезни, приводимое в других источниках, которая больше напоминает тяжелую
церебральную форму тропической малярии (Плутарх, 1893), а недоброкачественный
кожный лейшманиоз, эндемичный в Балхе (Афганистан) и в наши дни. В
подтверждение малярийной гипотезы существует легенда, приведенная в трудах
Ариана (1837), согласно которой "волхвы-провидцы" не советовали Александру.
возвращавшемуся из успешного похода в Индию в свою временную столицу - Вавилон,
входить в город по восточной короткой дороге, проходившей среди болот. Однако,
Александр не внял предостережениям, не захотел делать крюк и входить в Вавилон
по сухой западной дороге. Вскоре после возвращения в Вавилон Александр тяжело
заболел (Ариан, 1912).
|